
Распространение требований газовой директивы Евросоюза на «Северный поток – 2» может сделать поведение России еще более агрессивным, написала замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль в Facebook.
«Первое и главное – на газопроводы из третьих стран, в том числе на «Северный поток – 2″, будет распространено право ЕС. Это было и остается ключевым положением предложенных изменений. Именно ему противились Германия, Австрия и ряд других государств-членов. И они же наконец согласились с этим», – отметила она.
По словам Зеркаль, большая часть изменений касается того, как обеспечить соответствие требованиям европейского законодательства газопроводов, которые начинаются за пределами ЕС.
«Директива определяет, как оператор газопровода и регулятор должны действовать, чтобы обеспечить соответствие «Северного потока – 2» требованиям энергетического права ЕС. Регулятор государства-члена может консультироваться с органами власти РФ, откуда выходит «Северный поток – 2». Только как исключение Германия может получить разрешение заключить межправительственное соглашение с РФ. Речь здесь идет только и исключительно о регулировании экономических аспектов работы газопровода. Государства и дальше решают самостоятельно все другие вопросы, касающиеся «Северного потока – 2″. Например, вопросы защиты окружающей среды или безопасности», – написала замминистра.
Она подчеркнула, что это особенно важно для Дании, которой еще предстоит принять решение о том, разрешать или запрещать строительство этого газопровода в своих территориальных водах. По мнению Зеркаль, у страны есть достаточно аргументов для того, чтобы отказать.
«Достаточно долго решалось, кто именно в ЕС имеет компетенцию в этих вопросах. Проблема действительно непростая в свете распределения компетенции между государствами – членами и институтами ЕС. На нынешнем этапе развития Европейского союза предоставление компетенции институтам ЕС проблематично в принципе, не только в сфере энергетики. По этим причинам это национальная компетенция государств-членов. Второй вопрос – какое именно государство или какие государства должны решить вопросы экономических аспектов работы «Северного потока – 2». Финляндия, Дания, Германия, Польша или все вместе? Именно это является предметом французско-немецкого «компромисса» – в случае с «Северным потоком – 2» это Германия, поскольку именно она является государством «входа» на территорию ЕС», – добавила она.
Зеркаль напомнила, что Украина требовала распространения газовой директивы ЕС на «Северный поток – 2». По ее словам, теперь нужно обеспечить имплементацию этих изменений.
«Вместе с тем, принятие этих изменений само по себе не снимает рисков «Северного потока – 2» в сфере безопасности. Мы увидели очень агрессивную реакцию со стороны РФ на попытки регулировать «Северный поток – 2». Вплоть до того, что «достроим «Северный поток» – и разберемся с Украиной». Теперь это четкий лозунг российской пропаганды. Есть риск того, что распространение требований ЕС на «Северный поток – 2″ сделает поведение РФ еще более агрессивным. Это требует усиления давления на Россию, включая возможные санкции», – написала Зеркаль.
8 февраля поправки согласовал Комитет постоянных представителей государств Евросоюза. Они, в частности, затрагивают газопровод «Северный поток – 2». По данным СМИ, согласно проекту, надзор за распространением норм газовой директивы на газопроводы из третьих стран будет в компетенции страны, через которую труба входит на территорию Евросоюза. В случае с «Северным потоком – 2» речь идет о Германии.
12 февраля Европейский парламент, Совет ЕС и Европейская комиссия согласовали поправки к газовой директиве. Теперь Европарламент и Совет ЕС должны официально одобрить изменения.
«Северный поток – 2» – второй газопровод, который должен связать Россию с Германией по дну Балтийского моря. Протяженность маршрута – более 1200 км, мощность нового трубопровода составит 55 млрд м³ газа в год. Стоимость проекта – €9,5 млрд, его пополам финансируют российский «Газпром» и пять европейских компаний. В «Газпроме» прогнозируют, что «Северный поток – 2» введут в эксплуатацию до конца 2019 года.
Германия, Финляндия и Швеция разрешили прокладывать трубопровод через свою территорию, Дания – нет. Оператор проекта предложил проложить трубопровод в обход Дании.
Власти Украины, Польши, Венгрии, Молдовы, Румынии, Чехии, Словакии, Латвии, Литвы и Эстонии считают «Северный поток – 2» угрозой для энергетической безопасности Европы.